В 1759 году была построена Погореловская мельница после того, как на это было получено станичное позволение. Ее построил казак Сергеев, согласившись на условие, что помимо мельницы, никакие хутора и прочие сооружения и объекты вблизи мельницы находиться не должны. Это условие соблюдалось, пока он был жив. Его вдова решила продать мельницу и воплотила задуманное в 1761 году. Покупателем был Степан Ефремов.
Когда бывший войсковой атаман Ефремов умер, его жена Меланья Карповна поселила там 4 и 5 ревизию – 121 душу мужского пола и 82 души женского пола. Люди были поселены в юрту Усть-Белокалитвенской станицы. При проведении пятой ревизии было установлено, что количество жителей юрты составляет 1759 человек. Казаки, проживающие на Усть-Белокалитвенской станице, встретили переселение крестьян недовольством. В связи с этим было решено найти для проживания крестьян, принадлежащих Ефремовым, другое место. Войсковая канцелярия распорядилась о переселении людей, принадлежащих Ефремовой и живущих поблизости мельницы. Это произошло 5 августа 1798 года. Меланья Карповна Ефремова написала прошение о выделении ей земли близ слобод Большинской и Степановской на балке Ореховой, чтобы выполнить это требование.
В 1799 году Войсковой канцелярией ходатайство Ефремовой было удовлетворено. Появилось распоряжение о выделении Ефремовой территории в устье балки Ореховой, впадающей в Калитву. Там следовало обустроить поселок.
Вдова, старшинская жена Мария Степановна Машлыкина (в девичестве - Ефремова), получила в наследство от своих родителей – матери, бывшей войсковой атаманши Меланьи Ефремовой и отца, войскового атамана Степана Ефремова участок и имение. Факты, подтверждающие эту информацию можно найти в прошении Марии Машлыкиной от 26 июня 1814 года.
И хотя процесс переселения крестьян был начат, по состоянию на 1814 год при Погореловской мельнице все равно оставался господский двор и три семьи. Люди, которых переселяли, отправлялись на новое место жительство – на территорию балки Таловой. В этом же месте уже проживали люди, имеющие отношение к слободе Степановке. Они перешли в наследство по разделу умершему брату М.С. Машлыкиной Даниилу. После его смерти оказались в распоряжении вдовствующей жены, полковницы Евдокии Екимовне Ефремовой. А М. С. Машлыкина начала ходатайство о наделении ее отдельным земельным участком. В 1814 году просьба Машлыкиной была удовлетворена Войсковой канцелярией. Ей выделили землю на балке Ореховой.
А слободу Шарпаевку стали наносить на карты Земли войска Донского с 1802 года. В 1806 году, согласно клировым ведомостям, было ясно, что в этот период на расстоянии 7 верст от слободы Большинской, существовал хутор, который принадлежал полковнице Марте Степановой Машлыкиной. Хутор носил название Таловского, дворов в нем насчитывалось 27. На территории хутора проживало 97 мужских душ и 85 женских душ. Метрические книги начала XX века называли Шарпаевку хутором, иногда посёлком Таловкой. В 1871 году в этом поселении была построена Церковь Донской иконы Богоматери. В 1915 году современной Шарпаевой назывался Талово-Исаевский посёлок Талово-Калитвенской волости. В нем насчитывалось 240 дворов, 1076 женщин и 1059 мужчин. Территория слободы Шарпаевки располагалась на расстоянии 60 верст от окружной станицы и была расположена при реке Калитве