Основан в 1708 году как казачий хутор Калач. Хутор вошел в юрт станицы Пятиизбянской, а последняя, в свою очередь, в 1802 году вошла в состав 16 казачьих станиц 2-го Донского округа Области Войска Донского. В 1859 году в хуторе Калачёвском станицы Пятиизбянской проживало 255 душ мужского и 214 женского пола[3].

В 1862 году от Царицына до Калача была построена Волго-Донская железная дорога — вторая[источник не указан 1342 дня] в России и самая старая из действующих железных дорог на территории современной Волгоградской области. Население хктора стало стремительно расти. Согласно Списку населённых мест Области Войска Донского по переписи 1873 года в торговом поселении Калач имелось 75 дворов, проживало 606 душ мужского и 567 женского пола. Согласно переписи населения 1897 года в хуторе Калач проживало уже 2973 души мужского и 2782 женского пола.

Тем не менее, к 1915 году население хутора сократилось. Согласно алфавитному списку населенных мест Области войска Донского 1915 года в хуторе Калач проживало 1383 души мужского и 1492 женского пола, имелись хуторское правление, земская больница. почтово-телеграфная контора.

В годы Гражданской войны Калач играл огромную роль в обороне Царицына. В районе произошло одно из самых массовых восстаний казаков Области Войска Донского против большевиков. Калач порядка восьми раз переходил из рук в руки.